На главную    |   Партнеры    |    Контакты     |  
 
 
 

 

 

ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ



 














 
 

 
Новости
 
ЧОПЫ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ
 
 
ЧОПЫ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ


[30.07.2010]







Тайные секьюрити
Граждане уже привыкли видеть частных охранников – людей в униформе с название ЧОПа на шевронах и личной карточкой на груди. Однако профессионалам известно, что, помимо этой легальной охраны, существуют и иные частные структуры безопасности. Они не спешат афишировать себя ни перед горожанами, ни перед правоохранительными органами. Сохранение строгого инкогнито дает им возможность выйти из-под системы государственного контроля. То есть действовать без лицензий, зачатую в криминальном направлении, привлекая для этого людей, которым закон запрещает оказывать охранные услуги. И если легальная охрана насчитывает до миллиона человек, включая вспомогательный персонал, то бесконтрольная армия нелегальных секьюрити еще больше.
За последний год количество официальных ЧОПов в России сократилось на несколько тысяч. Их исчезновение означает усиление скрытого сектора охранных услуг. И там откровенно наметились опасные тенденции, представляющие угрозу как для российского бизнеса, так и для населения в целом.
Нелегальные секьюрити стали такой же российской реальностью, как и черный нал, черные зарплаты и многие другие теневые феномены. Исходя из степени общественной безопасности, их можно разделить на три группы.

Скрытая охрана
Она замаскирована под администраторов, менеджеров, распорядителей и т.п. Каждому случалось видеть крепких молодцов, патрулирующих торговый зал с бейджем «Администратор» на лацкане пиджака. Их цепкий взгляд выхватывает среди покупателей воров. Однако о сути своей профессии, вроде бы поименованной на бейдже, они имеют такое же отдаленное представление, как о правах граждан, вызывающих у них подозрение. И если легальный охранник по закону обязан сразу же передать задержанного за кражу гражданина в милицию, то подобным «администраторам» этот закон не писан. Со всеми вытекающими для граждан неблагоприятными последствиями.
Правда, скрытая охрана не представляет особой опасности, поскольку не использует спецсредства – наручники, резиновые палки, не говоря уж об оружии. По этой причине ее зарплата довольно скромна, а значит, невелики и претензии. Лишь бы из зала не вынесли товар. На такие должности редко соглашаются перспективные ребята, которые в состоянии выполнять более серьезную, а значит, и более высокооплачиваемую работу. И уж подавно не идут криминальные типы, не желающие быть всегда на виду, в строгом костюме и приличными манерами. Скрытые секьюрити в любом случае находятся под контролем, поскольку стоят, как правило на объетах, не обделенных милицейским вниманием. К тому же неподалеку от них обычно имеются и чоповские охранники.

Теневая охрана
Речь идет о лицах, которые используются для обеспечения безопасности каких-то нелегальных операций. Типичный пример: сопровождение черного нала в инкассаторских машинах, помимо инкассаторов и охранников садится теневой инкассатор. Как правило, эти секьюрити имеют статус частного охранника и в другое время выполняют вполне легальные функции по договору между ЧОПом и заказчиком. А «тень» для них – способ подработки. И если договор заключен с юридическим лицом – а таких большинство, то теневики могут быть телохранителями или охранять личное имущество босса в компании-заказчике. При этом отдельный договор, как того требует закон, не заключается. Чтобы не привлекать ничьего лишнего внимания. Сопровождение осуществляется в основном с личным травматическим оружием. При этом в случае каких-либо инцидентов теневой секьюрити должен представляться как личный знакомый того человека, которого охраняет. Будь то кассир с портфелем или босс, которому официальный доход не позволяет нанимать охрану.
Действия теневых секьюрити попадают в поле зрения оперативных служб довольно редко, а вот сами они чаще находятся под контролем милиции, поскольку в качестве легальных охранников проходят проверку на благонадежность и состояние здоровья, обучаются, сдают экзамены и проходят периодическое тестирование на готовность к применению оружия с спецсредств. Впрочем, при теневых акциях эти люди не ощущают себя так жестко связанными законом, как официальные охранники при исполнении обязанностей. Поэтому они с большей легкостью готовы пустить в ход навыки физического воздействия, вплоть до стрельбы. К тому же «друзья» кассиров и боссов прекрасно понимают, что оказываемые ими услуги незаконны. И в случае чего склонны вводить в заблуждение сотрудников милиции. Иными словами, теневые секьюрити не только нарушают законодательство о частной охранной деятельности, но и балансируют на грани криминала, всегда готовые в него сорваться.

Черная охрана
Это самая опасная разновидность. Тайных секьюрити. Здесь нелегальны и неподконтрольны государству как действия так и персонажи. Слово «охрана» применяется условно. Чаще же, напро­тив, можно говорить о нападении. Речь идет об ударных отрядах, то есть о неких группах боеви­ков, которых финансируют иногда вскладчину биз­нес-структуры, готовые решать коммерческие разногласия силовыми методами. В последнее время спрос на черную охрану наблюдается и сре­ди чиновников, на коррупционном пути ввязавших­ся в коммерческие войны. Традиционно к ее услу­гам обращаются и криминальные лидеры.
Возглавляют черную охрану обычно молодые, лично участвующие в операциях и, что называет­ся, «замазанные» подставные офицеры. Практи­чески не приходится видеть на руководящих пози­циях настоящих уголовников, так как считается, что они не имеют необходимой подготовки и мо­гут выполнять разве что роль механическую. Од­нако таких субъектов среди черных секьюрити мало, поскольку уголовный контингент привлека­ет внимание милиции, а значит, возрастает риск для всей черной бригады.
Рядовыми здесь чаще становятся физически развитые и психологически выдержанные ребята со вполне безупречной биографией. Такие могли бы податься и в легальную охрану. Но там зарпла­та не всегда соответствует их амбициям. А мо­ральные установки у них настолько нетверды, что позволяют ориентироваться на криминал.
Черные секьюрити не столько обеспечивают безопасность охраняемых лиц - это было бы де­шевле сделать обычным ЧОПам, сколько на мест­ном уровне насаждают методы запугивания и тер­рора. А также нападают на конкурентов своих за­казчиков по бизнесу и их силовые отряды.
От рук черной охраны три месяца назад я поте­ряла друга, которого забили арматурой в подъез­де собственного дома.
Но акции черных секьюрити далеко не всегда грубы и примитивны. Для исполнителей разных рангов у них, как правило, имеются консультанты, обязанность которых - замаскировать цель нападения. Например, под ограбление или хулиган­ство. Так, мой погибший друг перед смертью при­вел мне в пример убийство видного местного биз­несмена, который якобы обидел вора в законе и лишился жизни именно за это. Хотя на деле его убрала черная охрана конкурентов.
Словом, дела этих бойцов - отдельная тема. Но хочется подчеркнуть вот что. Если во главе чер­ных секьюрити стоят вполне сформировавшиеся люди, то их рядовой контингент все еще проница­ем для мер государственного воздействия. Эти молодые ребята могут оказаться как в легальной охране, так и среди криминальных боевиков. Од­нако в самое последнее время чащи весов резко заколебались. И выбор чаще стал делаться в пользу криминала.
Хотя новобранцы с литыми мышцами вряд ли задумываются об устройстве российских органов исполнительной власти, одна из ее структур не­вольно оказалась детонатором процесса крими­нализации охранной отрасли. Министерство об­разования и науки, обязанное утвердить требова­ния к подготовке частных охранников, затянуло этот процесс. А когда наконец подготовило при­каз, он не прошел антикоррупционную эксперти­зу. И не был, как это положено, зарегистрирован Министерством юстиции.
Разработчики приказа включили в него перечень учебных материалов, необходимых для осво­ения обязательных практических навыков и при­емов оказания первой помощи пострадавшим. Но коррупционные реалии сегодняшнего дня таковы, что позволяют добывать деньги из чего угодно. Хоть из перечня учебных материалов. Но еще хуже, когда образовательные требования расплывчаты. Тогда и на итоговой дистанции возникают вопро­сы, которые решаются за взятки. Вот тут-то и воз­никает мощный коррупционный пласт. А то как бы не получилось, что под предлогом гипотетичес­кой маленькой коррупции на учебных пособиях спускают с поводка большую коррупцию под фла­гом антикоррупционной экспертизу. Словом, сверхстрогие антикоррупционные радения уже привели к тому, что вопросе программами подго­товки частных охранников завис. И сейчас ни один гражданин России не может пройти легитимное профессиональное обучение по специальности «Частный охранник». Негосударственные образо­вательные учреждения продолжают обучать, что называется, по старинке, а значит, и нет гарантии того, что, когда приказ Минобраза все-таки будет утвержден, подготовку не придется проходить за­ново. И при этом вновь платить деньги.
В такой ситуации те, кто колеблется между ле­гальной и нелегальной охраной, чаще делают вы­бор в пользу второй. Ведь там не требуют никаких свидетельств о прохождении подготовки.
И не нужно воспринимать новобранцев черной охраны как закоренелых бандитов. Сегодня еще есть возможность сделать из них нормальных за­конопослушных секьюрити. Просто в обстановке, созданной Минобразом, это едва ли возможно. Молодые бойцы не будут ждать. Им нужно срочно устраивать жизнь, зарабатывать деньги на учебу, на свадьбу, на детей.
Обжаловать в суд медлительность Минобраза и его подозрительную антикоррупционную крити­ку по закону невозможно. А значит, и ряды черных секьюрити будут пополняться. Чиновникам неред­ко кажется, что эта криминальная тема их не коснется. Но черная охрана и к ним подходит все ближе и ближе.


Светлана Тернова,
президент Правозащитной ассоциации охранного бизнеса
 
 
 
 
версия для печати количество просмотров 3 611


685000. Магаданская область,
г.Магадан, пер.3-й Транспортный, д.12А
Почтовый адрес:
685017, г.Магадан-17, а/я № 79